Школа - Муниципальный этап "Учитель года - 2018" - Эссе

Учитель учит до тех пор,

пока учится сам.

Самосовершенствование учителя как показатель профессионализма

1 сл. В окружающем нас органическом мире, как утверждали древнегреческие философы Гераклит, Эмпедокл, все находится в движении, ничего нет постоянного, все изменяется. С точки зрения теории эволюции - органический мир развивается от простого к сложному.

Если все вышесказанное перенести в мой удивительный мир – мир учителя, мир школы, то получится следующее:

Человек – неотъемлемая часть природы, который тоже стремится к самосовершенствованию.

2 сл. Меняется мир, меняются требования к выпускнику школы, поменялись стандарты образования и учитель должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной среде, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

3 сл. Современная система образования должна формировать такие качества выпускника школы, как компетентность, инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. 

Я считаю, развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности.

4 сл. Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. Она волнует в первую очередь того учителя, который сознательно стремится к повышению своей профессиональной компетенции, желает быть способным и готовым к действиям в новых социокультурных условиях.

5 сл. В этом, я вижу и проявляется тенденция формирования нового образа педагога. Она связана с четким различием понятий о педагоге, как хорошо обученном специалисте, и учителе-профессионале, не только виртуозно владеющим педагогической технологией, но и способным к самооценке собственной деятельности.

Профессионализм учителя заключается в общей образованности, глубоких познаниях в разных областях.

Хороший учитель любит свое дело, любит детей и умеет находить с ними общий язык.

6 сл. Что же такое самосовершенствование?

Я думаю, что самосовершенствование учителя это постоянное повышение уровня как знаний, касающихся его предмета, так и педагогических навыков.

Самосовершенствование учителя происходит в двух направлениях – самообразовании и самовоспитании.

Советский лингвист, доктор филологических наук, профессор Сергей Иванович Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Действительно самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Самовоспитание — сознательная деятельность субъекта, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности.

 

В настоящее время не существует точного определения как понятия компетентности вообще, так и понятия профессиональной компетентности в частности, в том числе понятия компетентности учителя. В 2018 году хотя и будет введен тест на профпригодность учителя, но кто его будет проводить и оценивать,? То есть механизм оценки еще не разработан.

Мне как педагогу - самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

А педагог с большим стажем? Чему казалось бы, ему учиться?

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. В наше время бесконечного потока новой информации, нужно быть крайне подготовленным, чтобы не попасть впросак, столкнувшись с вопросами любознательных учеников. Учителя часто говорят, что учатся у своих учеников, имея ввиду, что каждый ученик, каждый новый класс — это новая история отношений, порой очень непростых.

Справляться с такими задачами помогают именно самовоспитание и совершенствование педагогических навыков.

7 сл. Я считаю, что мотивами, побуждающими к самообразованию должно являться следующее:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку или к тренировке, у меня часто возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  • Желание творчества. Всегда хочется чего-то нового, появляется желание достичь большего. В этом случае работа будет интересной и будет доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.
  • Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение и соответственно очень часто создают образ учителя как «несовременного человека». А мне хочется быть с моими воспитанниками на «одной волне»
  • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, управления образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
  • Общественное мнение. Мне не безразлично, считают меня «хорошим » или «плохим».
  • Материальное стимулирование. Категория учителя, надбавки, а может даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. Кто не желает быть генералом?
  • Интерес. Учиться просто интересно.

 

8 сл. Формы самообразования классические

  • индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня;
  • коллективная, направленная на активное участие группы педагогов в методической работе.

(приоритетным считаю коллективною форму, так как работая с коллегами –тренерами, учителями, общаясь со спортсменами и т.д. – приобретаешь колоссальный опыт)

9 сл. Через какие источники самообразовываться?

Считаю, что добывать знания можно из различных источников, а после использовать эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизни.

Например:

  • Телевидение
  • Газеты, журналы
  • Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
  • Интернет
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Платные курсы
  • Семинары и конференции
  • Мастер-классы у коллег и не только
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
  • Курсы повышения квалификации
  • Путешествия

В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

10 сл. Что служит результатом самообразования учителя?

  • повышение качества преподавания предмета через применение современных технологий, необычных форм, методов с дальнейшим успехом обучающихся. Например:..
  • разработанные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования.
  • апробирование новых форм, методов и приемов обучения.
  • доклады, выступления.
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.
  • разработка и проведение открытых уроков по новаторским технологиям.
  • создание комплектов педагогических разработок.
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, по исследуемой теме.

11 сл. В заключении хочу сказать, что правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом, как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности и «Как только учитель перестает учиться, в нем умирает учитель!»

12 сл. Спасибо за внимание

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Download Now

Имя файла: .ppt

229 56
logotip.png
© 2020, Шанько Александр Александрович

Контактная информация

Томская область
Зырянский район
село Зырянское
индекс 636850

Мобильный телефон: +7 913 849 11 12
e-mail: schanko@bk.ru

Search